Транспортировка кабеля

Качество кабеля, как, впрочем, и многих других предметов (и не только в электротехнике), напрямую зависит от условий производства, хранения и транспортировки. Можно смело утверждать, что как при правильном хранении кабеля его повреждения просто исключены, так и при правильной транспортировке свойства кабельной продукции, а главным образом – качество изоляции, остаются неизменными. А это в свою очередь означает, что потребитель сможет эксплуатировать кабельные сети достаточно долго и без необходимости что-либо ремонтировать.

Барабан кабеля на прицепеПоэтому не только в армии «квадратное катают, а круглое – носят». Учитывая особенности конструкции самих кабелей и длину бухты, становится очевидным, что установленные правила транспортировки кабельной продукции разумны и абсолютно полезны. Нарушение этих правил неизбежно приводит к нарушениям структурной целостности изоляции с последующим заполнением влагой и электрическому пробою. Да и токоведущие жилы могут быть повреждены, а, значит, возрастает вероятность банального обрыва цепи и последующего ремонта кабеля (а также остановка работы потребителей, да и всей системы, получающей питание по этому кабелю).


Подготовка к транспортировке

Отдельным и важным условием надёжности работы кабеля являются надлежащие условия и сроки его хранения. Поэтому мы не рекомендуем «экономить», покупая кабель с консервации дешевле на «пятачок», так как условная экономия обычно связана с возрастанием ущерба от потери работоспособности, необходимости частых ремонтов и даже пожаров. Поэтому очень важны следующие мероприятия:

1. Проверка целостности кабельных барабанов для хранения и перевозки до его отгрузки. Важный этап, помогающий отсеять любой возможный брак, так как повреждения барабанов часто связаны с повреждениями кабеля. Даже если барабан повреждён незначительно, следует обеспечить должную лабораторную проверку кабеля.

2. Проверка сохранности и герметичности задело концов кабелей специальными колпачками, предназначенными для защиты изоляции от увлажнения в процессе хранения и перевозки.

3. Поиск следов коррозии на оболочке, особенно если оболочка из металла (броня).

4. Проверка и подготовка всех сопроводительных надписей, ярлыков и документов, которые должны быть чётко обозначены и ясно видны.

Погрузка, крепление и выгрузка кабельных барабановпогрузка кабеля краном

1. Погрузка, требующая аккуратности и профессионализма, может осуществляться:

  • кабельными транспортёрами (типа ТКБ-5, ТКБ-10 или подобными);
  • грузовыми машинами с лебёдкой;
  • грузовыми автомобилями при помощи крана или тельфера;
  • автопогрузчиками;
  • в случае необходимости (при невозможности использования остальных средств) – трубоукладчики со специальной сварной траверсой.

2. Крепление в соответствии с нормативами – только в вертикальном положении, перевозка «на щеке», то есть плашмя или горизонтально, - категорически недопустима! Это связано с возможностью «падения» витков от вибрации и механическими повреждениями кабеля.

Вертикальное положение требует полной фиксации барабана, устраняющей любую возможность перекатки и подпрыгиваний (как же это актуально для наших дорог!). А если учесть, что катушка может весить от 100 кг и до 7-8 тонн, то надёжная фиксация не прихоть, а необходимость.

3. Перевозка, обычно осуществляемая разными способами, но чаще всего – автомобильным видом транспорта. Установленный в кузове барабан, раскрепляется оттяжками и клиньями для фиксации, так как удары или перекатывание могут повредить целостность кабеля. Предназначенный для этого специальный транспорт обычно имеет такое специальное оснащение для фиксации.

Для России допустима перевозка, как в заводских катушках, так и в бывших в употреблении, но прошедших ревизионный контроль.

4. Выгрузка кабельных катушек. При выгрузке также применяются транспортёры, автопогрузчики, краны и другое грузоподъёмное оборудование или такелажные средства. Недопустимым является сбрасывание и падение катушек в любом виде.

Заключение

Итак, транспортировка кабельных катушек – ответственная работа, сохраняющая свойства кабеля. Особенно это касается оптического кабеля, так как даже небольшой локальный брак ведёт к отбраковке всего (очень дорогого) барабана. Но и силовой кабель тоже заслуживает надлежащего бережного обращения.